Айзикова И.А.

(Томский университет)

 

Проблемы философии, искусства и веры

в поздней прозе В. А. Жуковского



            Проблемы философии, искусства и веры в поздней прозе В. А. Жуковского
1840-е годы стали особым периодом религиозно-нравственных и тесно связанных с ними эстетических, творческих исканий Жуковского. Его религиозность делается все более прочной. Религия становится для Жуковского источником осмысления всех важнейших вопросов и построения цельной христианской философии жизни, которая бы объясняла всеобщее и частное. В письме неизвестного числа и месяца 1850 г. к Стурдзе Жуковский пишет:  <+> иной философии быть не может, как философия христианская, которой смысл: от Бога к Богу  (Переписка В. А. Жуковского с А. С. Стурдзоюдесса,1855.С.18).

            Своей христианской философии Жуковский посвящает итоговую книгу  разного рода рассуждений в прозе , которую начал создавать в начале 1840-х гг. Это  цикл циклов  прозаических фрагментов неясной жанровой природы, в которых проявляются особенности нового синтетического мышления Жуковского, свободно соединяющего идеи и чувства, этику, философию, эстетику и религию. Здесь самосознание автора становится формой универсальных обобщений

            Замысел Жуковского был характерным как для него самого, так и для его времени. Отталкиваясь от немецкой идеалистической философии, а с другой стороны, от материализма, в котором он к 1840-м гг. определенно видит  презрение <+> к великой целостности нашей  (Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. М., 1895. С. 251), Жуковский, как и Гоголь, Батеньков, Чаадаев, молодые славянофилы, стремится к преодолению идеи двоемирия и осмыслению человека и мира в органическом синтезе. Он ищет некое общее начало, что, как справедливо указывает А. С. Янушкевич (Янушкевич А. С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985. С. 235), конечно, было генетически связано с романтическим универсализмом Жуковского, который теперь, однако, поднимается на новую ступень. Поиск  целого ,  слияния всех истин в одну общую, основную, положительную, все проникающую своим светом  (Жуковский В. А. ПСС. В 12 тт. СПб., 1902. Т. Х. С. 77 /из статьи  О молитве /. В дальнейшем цитирую по этому изданию, указывая страницы и том в тексте), приводит Жуковского, как и многих его современников, к религии, приход писателя к которой Ф. З. Канунова называет  новым источником духовного проникновения в человека, его строения себя ,  важнейшим условием  решения назревших проблем времени  (Канунова Ф. З., Айзикова И. А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е гг.). Новосибирск, 2001.С.9).

            Основной в  разного рода рассуждениях в прозе  Жуковского и оказывается универсальная проблема истины и ее источника. И тем, и другим признается Бог.  Найди Его, и всё найдешь, и всё узнаешь , - пишет Жуковский в статье  Истина  из цикла  Христианская философия  (XI, 3). Однако вера в Бога, рассуждает автор в статье  Вера  из того же цикла, приходит к человеку в результате откровения:  Вера есть свободный акт воли; но в то же время никакая человеческая воля без содействия воли высшей не может ввести в душу веру, сколь бы душа того ни желала  (XI, 5). В этом плане  поэтической транскрипцией  религиозно-философской прозы Жуковского называет свящ. Д. Долгушин поэму  Странствующий жид . В ней также прослеживался путь человека к вере, осмысливаемый как важнейшая составляющая концепции жизнестроения. Особенным этапом этого пути, по мнению исследователей (Ф. З. Канунова, Д. В. Долгушин), является встреча Агасфера со Священномучеником Игнатием Богоносцем, когда перед героем  что-то открылось ,  предчувствием чего-то невыразимого затрепетало , ему открывается вера в Бога, вместе с которой приходит жажда покаяния и спасение.

            Вера, по Жуковскому, определяется синтезом эмоционального, интеллектуального и волевого моментов. Именно такую веру Жуковский называет живой:  она выражается не одною мыслью, но и делом  (XI, 4). Особенно усиленно Жуковский ищет модель самостроения личности в 1840-е гг. В связи с этим весьма примечательно, что на это время приходится чтение писателем специальной литературы по христианству. С карандашом в руках он знакомится с трудами Л. Е. М. Ботэна, Ж. Ж. Ф. Пужулэ, А. С. Стурдзы, А. Ф. Рио, Ф. Шасля и др. А. С. Стурдза в своих письмах посылает Жуковскому, по его просьбе, целые списки  поучительных творений . В это же время Жуковский обращается к чтению Библии, в разных изданиях, и начинает работу над переводом Нового Завета. Все это подвигает писателя к тому, чтобы спроецировать свою идею активного жизнестроения, и в поэзии, и в его итоговой книге прозы, на евангельскую модель жизни Христа.  <+> без веры во Христа нет спасения , - вот главная мысль его  христианской философии . Одна из любимых идей Жуковского, руссоистская вера во врожденную добродетельность человека, органично дополняется в 1840-е гг. христианской идеей постоянного совершенствования человека и явления Христа как  вочеловечивания Бога  (См.: Мень А. В поисках подлинного Христа // Культура и духовное возрождение. М., 1992. С. 68). Образ Христа ассоциируется у Жуковского и с идеями смирения, страдания и скорби, которые приобретают у писателя особый нравственно-эстетический смысл и многое определяют в его поздней концепции человека.  Произвольное повиновение ,  тяжкие испытания ,  крест страдания , искупление, которым  разрушается стена, отделяющая человека от Бога  - во всем этом Жуковский утверждает основу  человеческого достоинства и всей его свободы ( Таинство причащения ; XI, 13).

            В одном из фрагментов  Христианской философии  ( Плоть-Дух ) Жуковский выстраивает своего рода иерархию в рамках целого: тело   душа - дух и параллельно: наука    творчество   вера. Наука определена в одноименной статье из цикла  Философия  как  богатство ума человеческого  (XI, 17). Но ум ученого не способен сотворить единства, он может только открыть его и применить к практической жизни. Почти на одной высоте с верой у Жуковского находится искусство: и там, и там  первенствует дух ,  чисто Божественное в человеческом  ( Плоть   Дух ; XI, 10). Мысли о вере органично перетекают в статье  Об изящном искусстве, вошедшей в цикл  Искусство, в идею воссоздания художником целостности бытия, которое потому возможно, что художник   избранная Богом личность, посредник, восстанавливающий единство Бога и человека, а его творчество   акт, близкий по своей природе к Откровению, к Творению. Эти мысли о подвластной гению возможности  создания целого  Жуковский повторяет неоднократно, уточняя суть своей эстетики  невыразимого, освещая ее идеями христианской веры и вставая в один ряд с эстетическими концепциями Гоголя и Пушкина, устремленными к синтетическому искусству.

            Связь жанровой формы, избранной Жуковским для своей итоговой книги   цикл фрагментов, развивающих свой внутренний сюжет и композицию,   с философичностью была открыта одновременно рядом русских писателей, отражая, по-видимому, некую  идею времени , идею синтеза, целостности, которая и будет в дальнейшем развиваться русской художественной литературой и параллельно религиозной философией второй половины XIX века (Толстой, Достоевский, Бердяев, Г.Федотов,Ильин, Шестов и др.).

 

 

Hosted by uCoz