logo
С т а т ь и

 

Доминантные и субдоминантные формы

культурного сознания *

 

Автор исходит из аксиологической установки, согласно которой    ментальная модель исторической реальности состоит из трех фаз.

1.            Эпоха «мы». Горизонтальное мышление, присущее дохристианской культуре. Доминантные признаки этого мышления: а) наличествует резкое противопоставление «мы» и «не-мы» (остального мира, потенциально и/или реально опасного); б) отсутствует   понимание позитивной значимости выделенной из «мы» отдельной личности. Этика поведения строится в зависимости от того, входит ли конкретный индивид в это «мы», либо не входит. Манифестирование внешних границ (социума и индивида) и отстаивание этих границ. Этика запрета (Закона). Соответственно этому телесность является организующим началом. Кризисом этого типа сознания является усложнение самоидентификации индивида, связанное с наступлением христианской эпохи.

2.            Эпоха «ты». Вертикальное мышление, присущее собственно христианской культуре. Доминирование духовности, т.к. подлинно реальной силой у человека в его жизни является его личность и спасение души. «Ты еси» возможно потому, что личность каждого «ты» по-своему отражает лик Бога. Для человека христианской культуры очевидна поведенческая доминанта, зафиксированная Евангелием, согласно которой роль в социуме является сугубо внешним фактором – в отличие от внутренней свободы (тогда как в предшествующей ментальности – а отчасти в последующей – внешнее весьма жестко корреспондирует с внутренним, практически определяя последнее).  Этика Благодати. Кризисность  здесь – это дробление христианской цивилизации на отдельные конфессии, порождающее и другие культурные сдвиги.

3.            Эпоха «я». Эклектическое (плюралистическое) мышление.  Началом является эпоха Ренессанса, который представляет собой отказ от «ты» в пользу изолированного от этого «ты» «я». В начальный период данной фазы  доминирует индивидуализация, а завершается период дивидизацией «я», т.е. распадом субъектности и явным стремлением к новой коммунальности (национал-социалистической, социалистической, глобалистской). Дивидизация «я» (70 гг. ХХ в.) и свидетельствует о кризисности данной эпохи.

Каждая эпоха (и, одновремено, тип сознания) предполагает собственный тип религиозности. Поэтому, описывая представления о кризисности,  нельзя абстрагироваться от аксиологии самого субъекта описания.  Поэтому, с религиозной точки зрения, обозначенные нами типы сознания можно также понимать как дохристианский, христианский и постхристианский. Вместе с тем, доминантное сознание сосуществует с теми или иными маргинальными  факторами. В качестве таковых можно выделить три «неофициальные» культурные традиции (которые одновременно могут быть рассмотрены в аспекте пародии на доминантные нормы того  или иного типов мышления):

1. Традиция кинизма.

                        2. Традиция юродства.

                        3. Традиция шутовства.

Отмена иерархии, допущение вольного фамильярного контакта (рискованной жестикуляции и непристойных слов), экцентричность сближает эти формы, каждая из которых является своего рода «развенчивающим двойником» (М.М.Бахтин) для доминантных  форм сознания. Следует подчеркнуть, что кинизм, юродство и шутовство неправомерно понимать как асистемные явления. Скорее, это субдоминантные формы культур различного типа.

                        Кинизм, прежде всего, отрицает гордое («героическое») избранничество «мы»-сознания. Внешние и внутренние границы становятся проницаемыми. Снимаются внешние и внутренние запреты. Телесность не отвергается, но, гипертрофируясь, тем самым утрируется и, в конечном итоге, изживается.

                        Семантика  юродства состоит в аскетическом самоуничижении, мнимом безумии. Это добровольно принимаемый христианский подвиг. Отсюда буквальное понимание слов апостола Павла «Мы все юроди Христа ради». Именно полная добровольных страданий жизнь как раз и дает юродивому право нарушения иерархии, пародирования всех устоявшихся норм земной жизни как неистинных. Главная задача юродивого – заставить рыдать над недолжным (в частности, над смешным). Юродивый отвергает и профанирует отнюдь не все, но именно земную иерархию и вообще земной миропорядок. Тем самым он может сподобиться небесному. Он часто вовсе не веселится, а терпит побои, лишения – и молится за своих обидчиков.

                        Шутовство является своего рода квинтэссенцией Карнавала. Стихией шутовства является смеховая культура (кинизм и юродство могут соседствовать со стихией смеха, однако это чисто внешнее соседство: так, над юродивыми, конечно, смеялись, но люди недалекие, не понимающие сокровенного смысла юродства).  В своем пределе шутовство – это профанация всего священного и всего серьезного.

                        В психоаналитических терминах, по-видимому, шута можно понять через модель садизма (злобный, часто физически неполноценный шут – обычная фигура; не случайно и то, что по городскому праву шут был приравнен к палачу); тогда как модель культурного поведения юродивого тяготеет, скорее, к мазохизму (однако страдает юродивый не ради собственного удовольствия, но «Христа ради» - иными словами, он постоянно соотносит свою модель поведения с другой моделью, с другим – сакральным – текстом, которому он подражает). Таким образом, если по отношению к земному греховному миру можно говорить о пародировании со стороны юродивого, то по отношению к поведению Христа можно говорить о своего рода  сакральном плагиате, мимесисе. Тип же поведения киника определяется еще синкретичной моделью садомазохизма. Разумеется, речь идет о вполне условном культурном соответствии.

                        Следует отметить и элементы мистификации в бытовом поведении киников, юродов и шутов. Так, киники и юроды часто ходили нагими. Для большинства зрителей эпохи «ты» эта нагота являлась, в отличие от зрителей эпохи «мы»,  своего рода греховным дурачеством, низменной плотскостью и вообще соблазном. Поэтому юродивых так часто били и смеялись над ними. Черти, например, часто изображаются в иконописи именно голыми. Но за этим «переодеванием» в чёрта у юродивых скрывается именно мистификация. Для юродивого нагота не маска (как в карнавальном действе для шута), а презрение к плоти и украшениям; нагота – символ открытой души. Отношение к телесности, таким образом, у шута и юродивого прямо противоположны.

                        Однако главное отличие состоит в функциональности фигуры шута и субстанциальности юродивого. Если Карнавал, согласно Бахтину, «торжествует саму смену, сам процесс сменяемости, а не то, что именно сменяется», поэтому шут так легко играет различными масками, то юродивый всем своим поведением утверждает высшую субстанциальность – Божественную волю. Можно сказать, что шут, как и киник, играет по определенным той или иной культурной парадигмой достаточно регулярным правилам; поэтому он в гораздо большей степени зависим от пародируемой им культурной системы, нежели юродивый, и сам более жестко вписан в эту систему. Юродивый же, будучи причастен «сверхзаконной» субстанциальности, имеет возможность как раз не считаться с правилами земного миропорядка. Иначе говоря, шутовство, как и кинизм, так или иначе, но определяются сферой Закона – даже когда его пародируют – и не могут превышать определенную Законом степень девиантности, юродство же стремится к иному ценностному пределу – Благодати. Для русской культуры соотношение юродства и шутовства как субдоминантных форм вписывается в инвариантную (доминантную) оппозицию Закона и Благодати.

           

                        Кризисность доминантных форм культурного сознания обозначена нами выше. Что же касается субдоминантных форм, то показателем кризиса («культурного взрыва», по Ю.М.Лотману) является  как стремление кинизма, юродства и шутовства занять центральное положение в каждой из трех «собственных», либо «чужих» фаз  (например, «возрождение» кинизма в интеллигентской культуре советского общества), так и  размывание границ между ними (например, вследствие искоренения юродства и поощрения шутовства в петровскую эпоху в России).

________________

* Доклад на заседании  Центра компаративистики РГГУ

 

 

 



Hosted by uCoz