Целостность художественная - многоуровневое единство
литературного произведения, несводимое к "сумме" составляющих
его элементов и неразложимое на них без остатка, зафиксированное
в тексте и обладающее собственным художественным миром,
являющимся пространством встречи автора, героя и читателя*.
В основе восходящего еще к Платону представления о единстве
литературного произведения было понимание его как вещественной,
материальной данности, подобной другим "вещам", созданным
человеком. По Аристотелю, "целое есть то, что имеет начало,
середину и конец" (Аристотель. Соч. М., 1984. Т.4. С. 653).
Несмотря на очевидную неотождествимость античных, средневековых,
ренессансных концепций Ц.х., в них обнаруживается нечто общее.
Это понимание произведения как конструктивного, а не органического
Ц. Напротив, взгляд на произведение как органическое целое в
системе шеллингианской эстетики означает и теснейшую взаимосвязь
всех частей произведения, несоизмеримую с соподчиненностью частей
сколь угодно сложной конструкции, так и идею бесконечности,
неисчерпаемости произведения. Уточняется и древняя аналогия
произведения и организма: Ц.х. осознается как духовная органичность
(И.В.Гете), подобная личности. Подход к изучению Ц.х. со стороны
ее духовно-органического аспекта позволяет не отождествлять
художественную реальность с историческими и биографическими
событиями, но постигать авторское видение мира, породившее эту
реальность. Недостаточность же такого подхода состоит, однако,
в неопределенности отношений между поэтическим мира произведения
и читателем. В отечественном литературоведении интерес к этой
проблематике возродил Д.С. Лихачев.
Ряд исследователей резко разграничивают понятия "литературное
произведение" и "поэтическая реальность" (В.В.Федоров),
тогда как другие (М.М.Гиршман) склонны к их сближению.
Существует еще один уровень Ц.х. - интерсубъективный. В отличие
от самодостаточной биологической целостности, художественная
целостность существует не вне и помимо нас, а в качестве интерсубъективной
[C. 1181}реальности. Самый
существенный момент этого интерсубъективного уровня Ц.х. составляет
духовная встреча автора и читателя. Именно читательское сознание,
будучи незаместимым моментом Ц.х., реализует ее незавершенность,
обеспечивая тем самым жизнь литературного произведения как явления
культуры.
Лит.: Гиршман М.М. О целостности литературного
произведения // Изв. ОЛЯ. 1979. N 5; Тамарченко Н.Д.
Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской
литературы XIX века. Кемерово, 1977; Целостность литературного
произведения как проблема исторической поэтики. Кемерово, 1986;
Есаулов И.А. К разграничению понятий "целостности"
и "завершенности" // Литературное произведение и литературный
процесс в аспекте исторической поэтики. Кемерово,
1988; Он же. Литературный текст как конструктивное
целое // Историческое развитие форм художественного целого в
классической русской и зарубежной литературе. Кемерово, 1991;
Он же. Категория целостности в классической немецкой
эстетике // Целостность и внутренняя организация в произведениях
зарубежной и советской литературы. Махачкала, 1992.
[C. 1182]
* В «Литературной энциклопедии…» результатом
произвольных редакторских сокращений явилось искажение самого
авторского определения Ц.х, которое здесь восстановлено. Полный
(авторский) вариант словарной статьи также представлен на нашем
сайте.
|