logo
С т а т ь и

Целостность художественная - многоуровневое единство литературного произведения, несводимое к "сумме" составляющих его элементов и неразложимое на них без остатка, зафиксированное в тексте и обладающее собственным художественным миром, являющимся пространством встречи автора, героя и читателя*. В основе восходящего еще к Платону представления о единстве литературного произведения было понимание его как вещественной, материальной данности, подобной другим "вещам", созданным человеком. По Аристотелю, "целое есть то, что имеет начало, середину и конец" (Аристотель. Соч. М., 1984. Т.4. С. 653). Несмотря на очевидную неотождествимость античных, средневековых, ренессансных концепций Ц.х., в них обнаруживается нечто общее. Это понимание произведения как конструктивного, а не органического Ц. Напротив, взгляд на произведение как органическое целое в системе шеллингианской эстетики означает и теснейшую взаимосвязь всех частей произведения, несоизмеримую с соподчиненностью частей сколь угодно сложной конструкции, так и идею бесконечности, неисчерпаемости произведения. Уточняется и древняя аналогия произведения и организма: Ц.х. осознается как духовная органичность (И.В.Гете), подобная личности. Подход к изучению Ц.х. со стороны ее духовно-органического аспекта позволяет не отождествлять художественную реальность с историческими и биографическими событиями, но постигать авторское видение мира, породившее эту реальность. Недостаточность же такого подхода состоит, однако, в неопределенности отношений между поэтическим мира произведения и читателем. В отечественном литературоведении интерес к этой проблематике возродил Д.С. Лихачев. Ряд исследователей резко разграничивают понятия "литературное произведение" и "поэтическая реальность" (В.В.Федоров), тогда как другие (М.М.Гиршман) склонны к их сближению.

Существует еще один уровень Ц.х. - интерсубъективный. В отличие от самодостаточной биологической целостности, художественная целостность существует не вне и помимо нас, а в качестве интерсубъективной [C. 1181}реальности. Самый существенный момент этого интерсубъективного уровня Ц.х. составляет духовная встреча автора и читателя. Именно читательское сознание, будучи незаместимым моментом Ц.х., реализует ее незавершенность, обеспечивая тем самым жизнь литературного произведения как явления культуры.

Лит.: Гиршман М.М. О целостности литературного произведения // Изв. ОЛЯ. 1979. N 5; Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово, 1977; Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. Кемерово, 1986; Есаулов И.А. К разграничению понятий "целостности" и "завершенности" // Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. Кемерово, 1988; Он же. Литературный текст как конструктивное целое // Историческое развитие форм художественного целого в классической русской и зарубежной литературе. Кемерово, 1991; Он же. Категория целостности в классической немецкой эстетике // Целостность и внутренняя организация в произведениях зарубежной и советской литературы. Махачкала, 1992. [C. 1182]

* В «Литературной энциклопедии…» результатом произвольных редакторских сокращений явилось искажение самого авторского определения Ц.х, которое здесь восстановлено. Полный (авторский) вариант словарной статьи также представлен на нашем сайте.


Hosted by uCoz