«МЕСТО»
АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ЦЕЛОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
И ПОЗИЦИЯ ЧИТАТЕЛЯ*
В докладе кардинально
пересматривается укоренившееся в бахтинистике истолкование
фундаментального положения о «вненаходимости» автора по
отношению к миру произведения. Согласно бахтинской установке, любой
звучащий голос в произведении не является выражением
авторской точки зрения: поскольку Словом автора как раз и
становится целое произведения. Автор доклада обращает внимание, что
из этой установки еще не следует с необходимостью постулат о
равномерном присутствии авторского сознания в структуре
художественного целого.
Стремление «учесть»
и «описать» мельчайший элемент формы произведения,
а тем самым подчеркнуть существенность этого элемента в составе
целого не должно приводить к признанию («по умолчанию»)
равной значимости этих «выделенных моментов»
целого для собственного смысла целого. В художественном
произведении выделяются моменты разной смысловой значимости.
Поэтому присутствие автора «только в целом произведения»
отнюдь не исключает разной степени явленности (воплощенности)
автора в том или ином «моменте» произведения.
Дело в том, что хотя
отношение автор & герой в
значительной степени изоморфны отношению Бога и человека, что давно
замечено исследователями бахтинской эстетики, но в различных
религиозных традициях эти отношения мыслятся весьма различно. Так,
христианская традиция настаивает на воплощенности Бога. Таким
образом, особого рода трансцендентность Бога по отношению к
созданному Им миру в этой традиции получает свое развитие: «Слово
стало плотию» (Ин. 1: 14); «Бог явился во плоти» (1
Тим. 3:16). В Никео-Константинопольском Символе веры речь также идет
о воплотившемся в мире Боге. Можно вспомнить и известное
бахтинское убеждение: «Мир, откуда ушел Христос, уже не будет
тем миром, где Его никогда не было, он принципиально иной».
Представляется, что это неотменимая воплощенность Слова позволяет
теоретически обосновать тезис о неравномерности авторского
присутствия в теле созданного им текста. О той же неравномерности
присутствия Божия в мире свидетельствует и третья Ипостась Троицы.
Авторское начало как бы пульсирует или мерцает в произведении.
Эта неравномерность
авторского присутствия в различных «моментах» целого
является одним из важнейших условий личностного понимания.
Известные бахтинские возражения против понятия «всепонимающего,
идеального слушателя (читателя. – И.Е.)», который
«не может внести ничего своего, ничего нового в идеально
понятое произведение… не может иметь никакого избытка,
определяемого другостью, думается, проистекают из того же опасения
обезличивания читателя, его превращения из неповторимой
личности в деперсонифицированую абстракцию. Тогда как подлинно другой
потому и является незаместимым участником «праздника
возрождения» того или иного смысла произведения, что за
неизменной, раз и навсегда данной константной «структурой»
текста угадывает ту или иную воплощенность Слова, обращенного не к
абстракции «коллектива литературоведов», а к нему самому:
он возрождает – в новом контексте – персоналистичный и
актуальный именно для него забытый смысл произведения, но и этот
персоналистичный смысл способствует воскресению слушателя как
незаместимой личности в мире.
___________________
* Тезисы доклада,
прочитанного 21 июля 2005 г. на XII международной
бахтинской конференции в Университете Ювяскюля (Финляндия).
Опубликовано в: The XII International Bakhtin
Conference. Jyväskylä,
Finland, July 18-22, 2005. P.56-57.
|