Айзикова И.А.
(Томский университет)
Проблемы философии,
искусства и веры
в поздней прозе В. А.
Жуковского
Проблемы философии, искусства
и веры в поздней прозе В. А. Жуковского
1840-е годы стали особым периодом религиозно-нравственных и тесно связанных с
ними эстетических, творческих исканий Жуковского. Его религиозность делается
все более прочной. Религия становится для Жуковского источником осмысления всех
важнейших вопросов и построения цельной христианской философии жизни, которая
бы объясняла всеобщее и частное. В письме неизвестного числа и месяца 1850 г. к
Стурдзе Жуковский пишет: <+> иной философии быть не может, как
философия христианская, которой смысл: от Бога к Богу (Переписка В. А.
Жуковского с А. С. Стурдзою.Одесса,1855.С.18).
Своей христианской философии
Жуковский посвящает итоговую книгу разного рода рассуждений в прозе , которую начал создавать в начале 1840-х гг. Это
цикл циклов прозаических фрагментов неясной жанровой природы, в которых
проявляются особенности нового синтетического мышления Жуковского, свободно
соединяющего идеи и чувства, этику, философию, эстетику и религию. Здесь
самосознание автора становится формой универсальных обобщений
Замысел Жуковского был характерным
как для него самого, так и для его времени. Отталкиваясь от
немецкой идеалистической философии, а с другой стороны, от материализма, в
котором он к 1840-м гг. определенно видит презрение <+> к великой
целостности нашей (Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. М.,
1895. С. 251), Жуковский, как и Гоголь, Батеньков, Чаадаев,
молодые славянофилы, стремится к преодолению идеи двоемирия и осмыслению
человека и мира в органическом синтезе. Он ищет некое
общее начало, что, как справедливо указывает А. С. Янушкевич (Янушкевич А. С.
Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. Томск, 1985. С. 235), конечно, было генетически связано с романтическим
универсализмом Жуковского, который теперь, однако, поднимается на новую
ступень. Поиск целого , слияния
всех истин в одну общую, основную, положительную, все проникающую своим
светом (Жуковский В. А. ПСС. В 12 тт. СПб., 1902. Т. Х. С. 77 /из
статьи О молитве /. В дальнейшем цитирую по этому изданию, указывая
страницы и том в тексте), приводит Жуковского, как и многих его современников,
к религии, приход писателя к которой Ф. З. Канунова называет новым
источником духовного проникновения в человека, его строения себя , важнейшим условием решения назревших проблем
времени (Канунова Ф. З., Айзикова И. А. Нравственно-эстетические искания
русского романтизма и религия (1820-1840-е гг.). Новосибирск, 2001.С.9).
Основной в
разного рода рассуждениях в прозе Жуковского и
оказывается универсальная проблема истины и ее источника. И тем, и другим
признается Бог. Найди Его, и всё найдешь, и всё узнаешь
, - пишет Жуковский в статье Истина из цикла
Христианская философия (XI, 3). Однако вера в Бога, рассуждает автор в
статье Вера из того же цикла, приходит к человеку в результате
откровения: Вера есть свободный акт воли; но в то же время никакая
человеческая воля без содействия воли высшей не может ввести в душу веру, сколь
бы душа того ни желала (XI, 5). В этом плане поэтической
транскрипцией религиозно-философской прозы Жуковского называет свящ. Д.
Долгушин поэму Странствующий жид . В ней также
прослеживался путь человека к вере, осмысливаемый как важнейшая составляющая
концепции жизнестроения. Особенным этапом этого пути, по мнению исследователей
(Ф. З. Канунова, Д. В. Долгушин), является встреча Агасфера со
Священномучеником Игнатием Богоносцем, когда перед героем что-то
открылось , предчувствием чего-то невыразимого
затрепетало , ему открывается вера в Бога, вместе с которой приходит жажда
покаяния и спасение.
Вера, по Жуковскому, определяется
синтезом эмоционального, интеллектуального и волевого моментов. Именно такую
веру Жуковский называет живой: она выражается не одною мыслью, но и
делом (XI, 4). Особенно усиленно Жуковский ищет модель самостроения
личности в 1840-е гг. В связи с этим весьма примечательно, что на это время
приходится чтение писателем специальной литературы по христианству. С
карандашом в руках он знакомится с трудами Л. Е. М. Ботэна, Ж. Ж. Ф. Пужулэ, А.
С. Стурдзы, А. Ф. Рио, Ф. Шасля и др. А. С. Стурдза в своих письмах посылает
Жуковскому, по его просьбе, целые списки поучительных творений . В это же время Жуковский обращается к чтению Библии, в
разных изданиях, и начинает работу над переводом Нового Завета. Все это
подвигает писателя к тому, чтобы спроецировать свою идею активного
жизнестроения, и в поэзии, и в его итоговой книге прозы, на евангельскую модель
жизни Христа. <+> без веры во Христа нет спасения
, - вот главная мысль его христианской философии . Одна из любимых
идей Жуковского, руссоистская вера во врожденную добродетельность человека,
органично дополняется в 1840-е гг. христианской идеей постоянного
совершенствования человека и явления Христа как
вочеловечивания Бога (См.: Мень А. В поисках подлинного Христа //
Культура и духовное возрождение. М., 1992. С. 68).
Образ Христа ассоциируется у Жуковского и с идеями смирения, страдания и
скорби, которые приобретают у писателя особый нравственно-эстетический смысл и
многое определяют в его поздней концепции человека. Произвольное
повиновение , тяжкие испытания , крест
страдания , искупление, которым разрушается стена, отделяющая человека от
Бога - во всем этом Жуковский утверждает основу человеческого
достоинства и всей его свободы ( Таинство причащения ; XI, 13).
В одном из фрагментов Христианской
философии ( Плоть-Дух ) Жуковский выстраивает
своего рода иерархию в рамках целого: тело душа - дух и
параллельно: наука творчество вера. Наука
определена в одноименной статье из цикла Философия как
богатство ума человеческого (XI, 17). Но ум ученого не способен сотворить
единства, он может только открыть его и применить к практической жизни. Почти
на одной высоте с верой у Жуковского находится искусство: и там, и там
первенствует дух , чисто Божественное в
человеческом ( Плоть Дух ; XI, 10). Мысли о вере органично
перетекают в статье Об изящном искусстве,
вошедшей в цикл Искусство, в идею воссоздания художником целостности
бытия, которое потому возможно, что художник избранная Богом
личность, посредник, восстанавливающий единство Бога и человека, а его
творчество акт, близкий по своей природе к Откровению, к Творению.
Эти мысли о подвластной гению возможности создания целого Жуковский
повторяет неоднократно, уточняя суть своей эстетики невыразимого, освещая ее идеями христианской веры и вставая в один ряд с
эстетическими концепциями Гоголя и Пушкина, устремленными к синтетическому
искусству.
Связь жанровой формы, избранной
Жуковским для своей итоговой книги цикл фрагментов, развивающих
свой внутренний сюжет и композицию, с философичностью была открыта
одновременно рядом русских писателей, отражая, по-видимому, некую идею
времени , идею синтеза, целостности, которая и будет в
дальнейшем развиваться русской художественной литературой и параллельно
религиозной философией второй половины XIX века (Толстой, Достоевский, Бердяев,
Г.Федотов,Ильин, Шестов и др.).