РУССКАЯ
СЛОВЕСНОСТЬ
И
ПРАВОСЛАВИЕ
ааааааааааа 13-15
октября в
Библиотеке-фонде
лРусское зарубежье╗
состоялась
представительная
международная
научная
конференция
лРусская
словесность
и
православие╗.
Организаторы
форума -
Государственная
академия
славянской
культуры (ГАСК),
Центр
литературоведческих
исследований,
Российский
гуманитарный
научный фонд
(РГНФ), Сретенская
Духовная
семинария и
фонд лРусское
зарубежье╗. Торжественное
открытие
конференции
благословил
викарий
Московской
епархии, архиепископ
Орехово-Зуевский
Алексий
(Фролов). На
пленарном
заседании
выступили
ректор ГАСК Изольда
Кучмаева,
заместитель
председателя
РГНФ Владимир
Захаров,
директор
библиотеки-фонда
лРусское
зарубежье╗ Виктор
Москвин.
Участников
научного
форума
приветствовал
своим
выступлением
солист Московского
театра
лАмадей╗,
лауреат
Международного
фестиваля
искусств в
Москве Федор
Тарасов.
ааааааааааа В
последние
годы
исследования,
посвященные
проблеме
соотношения
православной
духовности и
русской
словесности,
постепенно
перемещаются
из
периферийных
областей отечественной
науки в
центральные.
Различные
аспекты этой
проблемы
раскрываются
как в
специальных
монографиях,
так и в сборниках
научных
трудов.
Проходят
масштабные
научные
конференции
(в частности,
в ИРЛИ, ПетрГУ,
норвежском
университете
Бергена). Обращает
на себя
внимание тот
факт, что до
самого последнего
времени
Москва как
научный центр
словно бы
выпадала из
данного
научного контекста
(за
исключением
конференции
почти
десятилетней
давности в
МГУ). Это
отнюдь не
нейтральный
географический
факт, поскольку
наука в
столице до
сих пор в
значительной
степени
определяет
научный
уровень
России в
целом. В
значительной
степени
отсутствием
организующего
центра, где
ученые России
и других
стран могли
бы
обменяться
последними
научными
результатами
в указанной
области
литературоведческой
науки можно
объяснить
наметившийся
и все более
углубляющийся
разрыв между
отдельными
добротными
эмпирическими
описаниями и
попытками
теоретических
обобщений на
эту тему. В
результате
понижался
собственно
научный
академический
уровень исследований,
обращающихся
к данной
тематике.
ааааааааааа Основная цель цикла конференций, которые планируется проводить один раз в три года, можно сформулировать таким образом: объединение усилий ученых разных направлений, различных стран и регионов России и зарубежья для решения проблемы соотношения русской словесности и православия.аааааааа
ааааааааааа На первой из этого цикла октябрьской конференции прозвучало 32 доклада. Председатель оргкомитета конференции проф. РГГУ и директор Центра литературоведческих исследований ГАСК Иван Есаулов в докладе лХристианская аксиология в изучении русской литературы╗ обозначил две крайности в понимании русской словесности. Это Сцилла левого либерального прогрессизма и Харибда догматического начетничества (механическое транслирование отдельных элементов стройной системы православной догматики на художественную литературу без понимания значимости ее эстетической природы). По мысли докладчика, христианская аксиология предполагает необходимость согласования (но не обязательно совпадения) собственной исследовательской установкиа ученого с доминантной для отечественной культуры православной системой ценностей. Границу между светским и духовным поэтому следует понимать не только как разделяющую, но и как соединяющую эти сферы в единстве отечественной национальной культуры как таковой: именно в последнем случае, как подчеркивалось в докладе, только и можно говорить о русской православной культуре. Светлана Шешунова (Международный университет лДубна╗) поставила проблему взаимосвязи фольклора и русской литературе: языческими или христианскими являются фольклорные мотивы? С ее точки зрения, привычное представление о синонимичности фольклорного и языческого должно быть пересмотрено. Александр Ужанков (Сретенская духовная семинария) представил доклад лСтадиальное развитие русской литературы XI-первой трети XVIII веков╗, в котором предложил новую периодизацию древнерусской литературы исходя из эволюции православного сознания. Он выделил три литературные формации в истории древнерусской литературы, которые характеризуются теоцентризмом, антропоцентризмом и, наконец, эгоцентризмом.а аПроф. Таврического университета, зам. Председателя Совета министров Крыма Владимир Казарин сделал доклад лКрым и формирование религиозного сознания Пушкина╗, где показал изменение отношения Пушкина к религии. По мысли докладчика, идея цикла стихов лПодражания Корану╗, с которой и начинается, собственно, процесс приобщения поэта к ценностям религии, связана с Крымом.а Зам. директора РГНФ, проф. Владимир Захаров остановился на возникшей в последние десятилетия дилемме: лФ.Достоевский или К.Леонтьев╗. Хотя эти писатели и представляют разные грани национального сознания, но в докладе акцентировалась не столько противоположность их писательского дара, сколько их принадлежность православной культуре. Проф. Литинститута Борис Тарасов проанализировал христианские основы историософии Тютчева, показав, что центральным понятием этой историософии является не панславизм, а понятие лхристианской империи╗. Проф. Университета Тромсё (Норвегия) Эрик Эгеберг интерпретировал проблему лБог и человек в лирике Афанасия Фета╗.а Проф. Люблинского католического университета (Польша) Моника Жидек рассмотрела, как именно мотив Богородицы представлен в творчестве писателей лпервой волны╗ русской эмиграции (Б.Зайцева, И.Шмелева, А.Ремизова). Первый день конференции завершился докладом проф. Донецкого университета (Украина) Владимира Федорова лСлово и Бог╗,а вызвавшим наиболее решительные возражения большинства дискутантов.
ааааааааааа Во второй день конференции работали две секции. В первой секции рассматривались проблемы русской литературы XIX века. Были прослушаны доклады о. Евгения (Сидорина) из Кемеровского университета, Наталии Видмарович (Загребский университет, Хорватия), Наталии Жилиной (Калининградский университет), Александра Моторина (Новгородский университет), Андрея Кунильского (Петрозаводский университет), Александра Кондратьева иа Михаила Белянина (Липецкий педагогический университет), Эльмиры Афанасьевой (Кемеровский университет). Наиболее горячую дискуссию вызвали доклады, посвященные проблеме соотношения художественного творчества Л.Н.Толстого и православной духовности.
ааааааааааа Во второй секции обсуждалась русская словесность ХХ века. Прозвучали доклады Виктории Захаровой (Нижегородский педагогический университет), Татьяны Кошемчук (Санкт-Петербургский университет),а Ольги Бердниковой (Воронежский университет), Елены Трофимовой (Московский университет), Марины Шкуропат (Донецкий университет, Украина), Марины Крошневой (Ульяновский технический университет), Наталии Стюфляевой (Липецкий педагогический университет), Галины Карповой (Кемеровский университет).
ааааааааааа Третий день конференции открыл доклад Наталии Ермолаевой (Колумбийский университет, США) лПесня песней╗ в Житии Св.Параксевы: новый тезис о влиянии исихазма в поэтике Евфимия Тырновского╗, где, кроме выявления структурных особенностей православного памятника литературы в указанном аспекте,а была по-новому рассмотрена и роль исихазма в славянской культуре. Только накануне защитившая докторскую диссертацию Ирина Дергачева (Православный Свято-Тихоновский богословский институт) проанализировала представления о посмертной судьбе человеческой души в памятниках русской словесности (на материале древнерусских синодиков). Завершил пленарный лцикл╗, посвященный рассмотрению православной средневековой словесности, доклад проф. Ольги Бахтиной (Томский университет). Затем свои доклады представили директор Музея-квартиры Ф.М.Достоевского Галина Пономарева и проф. Ростовского университета Вадим Белопольский. Два последних доклада конференции расширяли ее ллитературоцентричную╗ тематику. Декан афакультета психологииа проф. Александр Сухарев (ГАСК) остановился на проблеме преподавания основ православной культуры в системе образования. Проф. Людмила Сараскина (Институт художественного образования) проанализировала дискуссию о школьном курсе лОсновы православной культуры╗. В свою очередь, ее анализ дискуссии вызвал как многочисленные вопросы, так и резкое несогласие многих участников конференции. Музыкальным же завершением научного форума стал концерт Камерного оркестра Московской консерватории (художественный руководитель и дирижер Станислав Дяченко).
ааааааааааа Надо заметить, что успешная работа первой конференции во многом была обусловлена активностью официальных дискутантов проф. Ларисы Сугай аи Елены Степанян (ГАСК), проф. Московского университета Владимира Воропаева, проф. Белорусского университета Светланы Кузминой, дискутантов Михаила Лучникова (Кемеровский университет), Светланы Мартьяновой (Владимирский университет), Татьяны Петровой (ИНИОН), Валерия Сузи (Петрозаводский университет) и других.
ааааааааааа Особенностью
именно этой
конференции
являлось
преобладание
диалогического
обсуждения
над
монологическим
изложением. аааКак
результат
дискуссии, предварительные
материалы, с
которыми и сейчас
могут
ознакомиться
посетители
сайта, должны
быть
изменены,
доработаны,
расширены и
представлены
к публикации
в итоговом
сборнике,
который
призван открыть
новую
филологическую
серию трудов
по данной
проблематике
в
издательстве
лРусский
путь╗.
а
ааааааааааа